Настоящий учитель
Автор: Administrator   
27.02.2017 05:45

Человека, о котором я сегодня хочу рассказать, знает, как минимум, половина жителей района. Известен он и в республике, и по всей стране, где только ни живут его ученики. Анатолий Всеволодович Зворыгин – учитель, который запомнился всем ребятам, учившимся в школе №1. Вот как отзываются о нем выпускники: Александр Трофимов: «Анатолий Всеволодович отличался высоким качеством преподавания, профессионализмом, он привил нам навыки воинского дела, воспитал настоящих патриотов. Благодарен ему за то, что укрепил мое желание поступить в военное училище. Сначала я учился в Пермском военном авиационно-техническом училище, затем окончил военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Можно сказать, на судьбу повлиял». Валентина Корепанова: «Зворыгин – человек требовательный, принципиальный и вместе с тем справедливый и добрый. Сам всегда аккуратный, подтянутый, он воспитывал эти качества в нас. Требовал от учеников соответствующего внешнего вида: приличной прически, отглаженного костюма, в карманах – наличие расчески и носового платочка. Мы любили и уважали его как настоящего педагога, внушающего нам, что дисциплина начинается с себя. В память врезался случай: на одном из юбилеев школы №1 перечисляли имена учителей, работавших в школе. При упоминании его имени зал единодушно встал и аплодировал ему стоя. Причем получилось всё стихийно, никто ни о чем не договаривался. Тут без слов понятно, что это народный учитель». Михаил Мансуров: «Анатолия Всеволодовича уважают все без исключения. Респект ему (с английского – уважение) и большая благодарность за уроки. Всё, чему он научил на своих занятиях, приносит нам пользу сегодня и вспоминается с благодарностью даже спустя годы после окончания учёбы в школе».

 И таких откликов об учителе предостаточно. А мы беседуем с А.В. Зворыгиным, педагогом, ныне находящимся на заслуженном отдыхе, в редакции районной газеты. ...Анатолий Всеволодович родился в поселке Васькино Сюмсинского района в 1951 году. Когда учился в третьем классе, остался без отца. Тогда и пришлось привыкать к тяжелому крестьянскому труду, помогал матери по хозяйству вместе с сестрой и братьями. По окончании средней школы поступил в Воткинское музыкальное училище, очень хотел связать свою жизнь с музыкой, песнями, танцами, но… учиться здесь его отговорили и пришлось вернуться домой, в деревню. Стал преподавать физкультуру в своей же Васькинской восьмилетке. А через год, в 1969 году, был призван на службу в погранвойска на далекую от Удмуртии советско-китайскую границу. Командиры сразу заметили старательного, исполнительного, серьезного паренька и предложили ему учебу в Москве на курсах офицеров. «Но я как подумал, что ещё долго-долго не смогу увидеть дом, родных, а скучал по ним страшно, сразу отказался от этого предложения», – вспоминает Анатолий Всеволодович. Радостным было возвращение домой после службы, однако отдохнуть ему дали всего три дня и убедительно попросили пойти преподавателем истории в среднюю школу Сюмсинского района. И Анатолий Всеволодович без особых раздумий со всей присущей ему ответственностью отправился туда, где был нужен. А при первой же возможности молодого педагога направили в Глазов на установочные сборы военруков, по окончании которых назначили военруком в Дмитрошурскую среднюю школу. Однако мечта получить музыкальное образование не покидала ни головы, ни сердца нашего героя. Каждую свободную минуту посвящал он сцене: был активным участником художественной самодеятельности, хорошо пел, танцевал, играл роли в сценках, подыгрывал мелодии на баяне (сам научился играть на этом инструменте). Ничего удивительного не было в том, что в 1973 году Анатолий Всеволодович поступил в Кировское культпросветучилище на дирижерское отделение, которое успешно окончил. Кстати, музыкальное образование пригодилось военруку в школе: в случае необходимости он успешно заменял учителя пения. Но и уроки НВП требовали дополнительных знаний: на курсах Челябинского высшего танкового командного училища по подготовке офицеров запаса он совершенствует свои знания и получает звание младшего лейтенанта. В 1976 году началась новая веха в жизни А.В. Зворыгина. Он с супругой Надеждой Геннадьевной, учителем физвоспитания, переехал в Игру. В районном отделе народного образования молодая чета педагогов случайно столкнулась с директором школы №1 Ф.В. Распопиным, который даже и времени на раздумья не дал, с распростертыми объятиями на работу принял, жилье семье предоставил. В школе и военрук, и учитель физкультуры сразу влились в коллектив. Федор Васильевич не раз отзывался об А.В. Зворыгине как об ответственном, надежном и обязательном человеке: что ни поручишь ему – всё на 100% выполнит, и перепроверять не надо. – Но контролировали нас часто, – говорит Анатолий Всеволодович. – Преподавание начальной военной подготовки, документацию, оснащенность кабинета, подготовленность ребят, работу по ГО и ЧС с коллективом педагогов и учащихся – всё это хотели знать члены комиссий, прибывающих из Удмуртии, Москвы, Уральского военного округа. Ниже «4» по результатам проверок не ставили никогда. – Анатолий Всеволодович, с предмета НВП в сфере образования Вы вынуждены были переключиться на ОБЖ. Как педагог с огромным стажем проанализируйте, что при этом мы потеряли и что приобрели? – Начальная военная подготовка – это максимум практики: стрельба из малокалиберной винтовки, автомата Калашникова, разборка-сборка автомата, строевая подготовка, топография, пятидневные военные сборы с юношами десятых классов (в районе на такие сборы набиралось до 300 ребят). Кстати, я 23 года руководил такими сборами. Ребята знали уставы, тактическую, огневую, физическую подготовку – им значительно легче было привыкать к армейским условиям. В предмете ОБЖ больше теории, минимум практики. Хотя эвакуироваться научились быстро. В ходе общешкольных тренировок коллектив педагогов и учащихся мог эвакуироваться из здания школы в случае пожара за 2,5 минуты. – А среди Ваших учеников были любимчики? – Все ребята в школе были прекрасные. Например, в 1994 году команде школы №1 под моим руководством была предоставлена честь защищать Удмуртскую Республику во Всероссийских соревнованиях по ОБЖ «Школа безопасности» в г. Пскове. В 2009 году мой ученик Андрей Поскребышев участвовал во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ в г. Кисловодске. В военные училища поступили более 80 моих бывших учеников, они посвятили свою жизнь службе Отечеству. Выпускники Игринской школы №1, курсанты высших военных училищ, отличники учебы принимали участие в Параде Победы на Красной площади: Антон Ившин дважды, в 2014 и 2015 годах, Владислав Горячкин дважды, в 2015 и 2016 годах, Максим Бочкарев – в 2016 году. А сколько у меня благодарственных писем за хорошее воспитание того или иного выпускника, отличившегося на службе в армии или в учебе в военном училище. Приятно, когда твой труд не пропадает, а хорошими зернами взрастает в учениках. Конечно, случалось и приструнивать иногда, но на то и учитель. Были в одном классе второгодники, любители похохмить. Пришлось воспитательную беседу с ними провести, они присмирели. Спустя многие годы на улице подходит ко мне мужчина, успешный производственник, и спрашивает: «Вы меня узнаёте, я такой-то, помните, за последней партой мы сидели, два оболтуса?» Я, признаться, еле вспомнил. А он продолжает: «Ваши слова тогда мне в душу запали, взялся за ум, отучился, работаю вот. А друг мой уже в иной мир ушел, не захотел жить по-человечески». Или ещё один случай: десятиклассник не выдержал пятидневных военных сборов. Стрельбы, строевая подготовка, марш-броски, дисциплина, порядок – к службе в армии надо ребят готовить. Сбежал мальчик домой, родителям нажаловался, что нагрузки непосильные, больше туда не вернется. Пришлось привезти его вместе с родителями, чтобы те убедились, что ничего сверхъестественного мы не делаем. Отец и мать этого паренька своими глазами увидели, что воспитывают не сына, а тепличное растение. Развернулись, ушли, ребенок остался. Надеюсь, что все в жизни у него сложилось хорошо. И преодолевать препятствия он научился. – Вы о чем-нибудь жалеете в жизни? – Никогда в детстве не думал, что всю жизнь проработаю учителем. Мой педагогический стаж – 46 лет, из них 38 – в школе №1. Теперь, находясь на заслуженном отдыхе, оглядываюсь назад и удивляюсь: как я справлялся со всеми обязанностями, как всё успевал? Школа двухсменная, рабочий день длился с восьми утра до девяти вечера (после уроков кружки, секции, занятия, собрания, педсоветы, многие учителя активно участвовали в художественной самодеятельности). Был общественником – членом профкома школы, депутатом поселкового Совета, по просьбам военкомата помогал в их деятельности. И полосы препятствий для школьников сами строили, и курсы молодого бойца организовывали: собирали ребят на лекции, беседы, просмотр военно-патриотических фильмов. «Зарницы», смотры песни и строя, военизированные эстафеты, «Школа безопасности»… Как я выдержал такую нагрузку? Но ведь тогда не думал, что это тяжело. Я благодарен судьбе, низко кланяюсь педагогическому коллективу, с которым трудился все эти годы. Такой коллектив ещё поискать. Люди грамотные, высокопрофессиональные, неконфликтные, всегда готовые помочь друг другу. 28 лет был руководителем районного методобъединения преподавателей НВП, и всем военрукам говорю огромное спасибо за добросовестный труд. А своей судьбой и жизнью я доволен. Дочерям и их семьям желаю здоровья и добра. В своей профессии сделал всё, что мог. И если моим ученикам в жизни всё удается – это тоже радует меня как бывшего учителя.

 Г. Петрова

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
 

Случайное изображение

P1050360.jpg

Вакыт (Приложение на удмуртском языке)