Нет ничего щедрее леса
Автор: Administrator   
18.09.2014 04:35

Все мы – птицы одного гнезда. Земля – наш дом. Как сделать нас ближе к природе, а души добрее? Наверное, предки наши знали ответы, и нам тоже важно подумать об этом. Отошло незаметно суетливое лето. Где-то за теплыми зорями и кучевыми облаками осталось оно, и уже рвется тонкая нить паутины, на которой сентябрь старается его удержать. По всему лесу – паучьи сети, а сверху падают и виснут на тонких серебристых нитях листья. Кажется, что лес украшают незримые сказочные существа. Шуршит, оглянешься – никого нет. А в сетях покачивается золотое сердечко липы. И по тропам, вздыхая, тихо ходит осень… Её светлая грустная улыбка кажется мне трогательней неуемной весенней радости. Вот и сегодня отправляюсь я навстречу маленьким лесным утехам.

Тихо в лесу. Кажется, что воздух наполнен мелодией, в унисон с ним под ногами звенит тонкая медь листьев. Я начинаю задыхаться от красоты, которая охватывает меня, и понимаю, как он величественен – Лес! Я вспоминаю о том, что Россия – лесная держава: половина её территории занята лесом. Страна занимает первое место в мире по запасам древесины. И моя Удмуртия – это лесная республика. Всем богаты леса моей малой родины – пушниной, древесиной, ягодами, грибами, родниками, лекарственными травами. Издревле лес кормил, одевал, лечил и обувал удмуртов. Наш народ почитал лес как божество, представлял его живым разумным существом. Предки жили в тесной гармонии с природой. Был распространен культ священных рощ. Деревья, произрастающие в таких местах, играли в языческих представлениях удмуртов особую роль. В центре молитвенной рощи стояло священное дерево – связующий элемент с миром богов: под корни этого дерева зарывали жертвенные дары, предназначенные нижнему миру; дары среднему миру развешивали на ветвях; на макушку ставили жертвенные дары верхнему миру. Наши предки верили, что на главном дереве священной рощи обитает Бог Креметь, или Луд. У удмуртов к деревьям сложилось особое тотемистическое отношение: не разрешалось рубить их в священных рощах, нельзя было ломать ветки березы до определенной поры. Некоторые участки лесов или рощ огораживались, чтобы не прошелся там невзначай человек с топором или скот не осквернил их. Три верховных божества ассоциировались со «своими» деревьями: Инмар – с сосной, Куазь – с елью, Кылдысин – с березой. Эти три дерева являлись самыми почитаемыми среди удмуртов. Во многом представления о лесе были двойственными: с одной стороны – опасный и враждебный мир мертвых, с другой – помощник, без которого не обойтись: «Тулыс шулдыртэ, гужем салкым возе, сизьыл сюдэ, толалтэ шунтэ (Нюлэс)» – «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (Лес)». Лес определял хозяйственную жизнь удмуртов. Не случайно их называют лесным народом, лес – родина удмуртов. Особенно ярко любовь к нему проявилась в пословицах: «Кырлэсь чебер нюлэс вань (Краше степи – лес)», «Нюлэслэсь узырез номыр овол (Нет ничего щедрее леса)», «Нюлэс оте – куды кутытэ (Лес зовет, в руки лукошко дает)». Что же сейчас случилось с нашими душами?! Без сожаления вырубаются леса, оскверняются родники, беспощадно разоряются птичьи гнезда. И зачастую человеку не нужны ни гнездо, ни ветка, обломанная случайно, ни букет, собранный просто так. Тяжело думать об этом. А лесная тропинка уводит меня дальше. Подул ветер, и я увидел удивительное явление – золотой дождь. Это не потоки воды, это сверху отрешённо «течет» листва. И чем шумнее сухой поток, тем больше в вершинах полинявшего неба. Хотя еще по-осеннему горит лес, но он наполнен шорохами, вздохами и чьими-то шагами! Каждое дерево по-своему говорит. Вот и в удмуртских сказках встречается царь-дерево, и если начать его рубить, то оно будет истекать кровью или кричать человеческим голосом. Какой бы плач раздался по земле, если бы начали плакать все загубленные зря деревья! Впереди посветлело. Я вышел на край леса. Какое прекрасное зрелище мне открылось! Молодые сосенки, словно застенчивые девушки, расположились на опушке. Каждая из них в ярко-зеленом сарафане грациозно покачивалась на осеннем звенящем ветру. Мне показалось, слышен звон мелодичных колокольчиков. Захотелось подойти, потрогать сосенки, чтобы вместе утешиться последним теплом. Как же может подняться рука человеческая на красоту эту? Может… Вот я оказался на вырубке. В самом центре величественной красоты разбросаны и безжалостно изуродованы молодые деревца. Возможно, их срубили ради нескольких старых деревьев, и теперь они остались гнить в лесу! А предки наши строго соблюдали правило: «Хорошенько выбирай деревья, но так, чтобы не нанести ущерб лесу». В поисках нужного материала ходили по лесу иногда не одну неделю. Стволы для хозяйства выбирали спелые, крепкие, без короедов. Срубали всего одно-два дерева в бору. Перед валкой и после приглашали ворожца. Он молился духу леса – Нюлэсмурту – и просил прощения за срубленные деревья, говорил, что взяли их у леса немного, и обещал принести Нюлэсмурту жертву. У души дерева тоже просили прощения, благодарили его, объясняя действия нуждой и необходимостью. Существовала даже традиция почитания высохших деревьев, что приняли на себя страдания многих людей. До конца жизни каждый удмурт жил с культом дерева в душе и чтил лес как священное место. Я расчистил опушку, сложил аккуратно поваленные деревца, и светлее стало в сердце. С легкостью зашагал дальше. А вот и родник. Вокруг него образовался небольшой водоем. Вода в нем темная, но прозрачная, в ней, словно в зеркале, виден на деревьях каждый листик. Вода, по поверьям удмуртского народа, – начало всех начал. В удмуртской легенде говорится: «Раньше на свете все было заполнено водой, нигде не было суши. Жили лишь один Бог и один Шайтан. И Бог решил сотворить сушу. Велел Шайтану спуститься под воду и поднять немного земли. Из горсти земли, поднятой Шайтаном со дна бесконечной воды, и создал Бог сушу». И еще – небо. Невольно поднимаю глаза к вершинам облетевших деревьев, которые утопают в осеннем небе. Удивительная гармония чувствуется во всей этой красе! Как хочется сохранить всю прелесть осеннего леса в своей душе и донести её до других. Около родника чья-то хозяйская рука обустроила место для отдыха. Доброй души человек постарался для всех: сядет отдохнуть путник, послушает шелест листвы, оттает душа человеческая, по-другому посмотрит человек на красоту окружающую и не поднимется его рука с топором на дерево. Поистине, каждый человек должен сделать доброе дело: посадить дерево, покормить птиц, расчистить родник. А не можешь сделать добро – не навреди! Ведь сколько свалок образовалось в лесу! Они расползаются, словно щупальца гигантского спрута. И все глубже в чащу улетают птицы, все меньше становится грибных и ягодных мест… Кто во всем этом виноват? Не каждый ли из нас, приходя в лес, приносит с собой частицу разрушения? Так где же спасение моего родного леса, родников любимой Удмуртии, замечательных уголков России? Наверное, людей можно воспитать в духе «после нас хоть потоп», а можно – «после нас – жизнь других людей». Я прекрасно понимаю, что превратить все окрестности в леса, заповедники невозможно, а каждую автостоянку – в парк или сквер – неразумно. Возможно, нужно что-то промежуточное. Если уж суша превращается в город, то пусть это будет город-парк, а не «каменные джунгли». Пусть городская среда соседствует с перелесками, где заботливо сохраняются представители дикой природы, пусть мусор вывозится не в леса, а подвергается переработке, и лес вырубается не варварским способом, а в соответствии с научными принципами. Неужели это так трудно осуществить, человек?! Я уходил из леса. Он прощался со мной нежным шепотом. Мысли мои были чисты, а душа светла, потому что я знал, что сделаю завтра: обязательно приду сюда с друзьями и мы сделаем для леса маленькое добро. Люди сами выбрали себе землю, что и стало великим началом, говорит легенда: «Однажды Инмар был в очень хорошем настроении и позвал к себе человека. И сказал ему: «Выбирай любые сокровища…». А человек выбрал себе землю, обыкновенную серую землю с синим далеким лесом. И начал трудиться. Отсюда все и пошло». Разве может дерево прожить без корней? Разве может человек прожить без труда и родины? Наши корни – это наши предки, то, чем они жили вчера, год, тысячу лет назад. Это наша история. Дела наших предков молчаливо живут с нами, как шум деревьев, – всегда трепетно, в ожидании встречи. Я вернусь сюда скоро. Обязательно. И не будет конца радости… Антон Снигирев, Татьяна Волкова. СОШ № 2

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
 

Случайное изображение

931.jpg

Вакыт (Приложение на удмуртском языке)